|
Командиру 44-й дивизии нужно было предпринимать меры по восстановлению положения и ликвидации завалов на дороге. Было спланировано нанесение удара по противнику, перерезавшему дорогу в районе 23 км. дороги. Атаковать планировалось одновременно с двух направлений - с востока и с запада. Командующий армией пообещал Виноградову поддержку, для чего выделил две роты лыжников-пограничников из состава 3-го отдельного полка НКВД (командир полка Львов), выполнявшего задачи по охране тыловых коммуникаций 44-й дивизии по дороге Важенвара - Суомуссалми. Кроме пограничников для удара с восточного направления был сформирован отряд из частей 44-й дивизии довольно разношерстный по своему составу: два взвода 3-го батальона 146-го полка, инженерно-саперная рота 61-го отдельного саперного
батальона, бронерота и спешенный конный эскадрон 4-го разведбата. О том, какие силы были привлечены для нанесения удара с западного направления точных данных нет, но исходя из косвенных сведений, можно утверждать, что это были 2 роты из состава 1-го батальона 146-го полка, оставленные для охраны штаба, рота 305-го полка, а также несколько танков 312-го танкового батальона.
Действия восточной и западной ударных групп были плохо скоординированы, взаимодействия не было организовано, к тому же пограничники при совершении марша к месту сосредоточения для атаки, на 12-м километре дороги попали в засаду. Пограничники сумели маневром выйти из под обстрела, и в скоротечном бою рассеяли противника, однако время было упущено и к началу контратаки они прибыть не успели.
Не маловажное значение на исход боя сыграло и то, что к утру 2 января батальон Лассиля 27-го полка получил усиление в виде пары 37-мм противотанковых пушек (об этом упоминается в главе, написанной К.А. Александровым о действиях 9-й армии, двухтомника "Советско-финляндская война" под редакцией П.В. Петрова и В.Н. Степакова).
К сожалению, из известных авторам на настоящий момент документов, с абсолютной точностью восстановить ход боя невозможно, но по нашему мнению, он разворачивался следующим образом: первыми, с утра, с западного направления начала атаку на финский завал ударная группа Ивлиева. Финны, используя противотанковые пушки, подбили три и повредили один танк, чем охладили их наступательный порыв. Кроме того, противник, продолжая давить на позиции 146-го полка с юга, не очень давал Ивлиеву возможность сосредоточиться на действиях в западном направлении.
Атака восточной группы также успеха не имела в виду малочисленности атакующих (по факту выходит чуть более двух рот при поддержке бронемашин).
В результате боя финский батальон удалось лишь оттеснить с дороги на юг, но приблизиться к завалу, а тем более разобрать его, не удалось - не позволил плотный огонь, ведущийся из прилегающего леса.
В течение дня 3-й батальон 27-го финского полка продолжал атаковать позиции 2-го батальона 146-го полка, правда, уже не так упорно. Тем не менее, к концу дня ему удалось оттеснить левый фланг 2-го батальона 146-го полка, примерно на 300 метров, и установить локтевой контакт с подразделениями 1-го батальона своего полка. Теперь финны получили возможность атаковать расположение 312-го танкового батальона, командир которого почему-то доложил, что тоже окружен, чем внес еще большую неразбериху в общую картину боя.
Чтобы облегчить действия своей ударной группы и не допустить снятия части сил 44-й дивизии с фронта для ликвидации вышедших в тыл батальонов финских подразделений, подполковник Мякиниеми организовал демонстративные действия на участке обороны 25-го полка, а также артиллерийский обстрел его расположения. В донесении командир полка отмечал, что финская атака была вялой, 1-й батальон 25-го полка на левом фланге ограничился перестрелкой с противником. После перестрелки противник отошел. Но в общем "фокус" удался, подразделения 25-го полка в атаке на завалы 23 км. участия не принимали, хотя его 2-й батальон практически бездействовал в тылу полка, а командир полка занимался рокировкой подразделений на фронте и затыканием небольших разрывов в обороне полка. Командир полка майор Плюхин доносил в штаб дивизии:
"…заполнил промежуток между 1-м и 3-м батальонами двумя ротами от 2-го батальона, одну роту вывел в резерв".
Общий итог дня оказался не в пользу Виноградова, завалы на дороге по-прежнему остались под контролем финских войск.
Тем временем, финский 22-й легкий отряд к утру 2 января достиг хутора Мякеля на западном берегу Вуоккиярви, примерно в 3 километрах юго-западнее позиций 9-й роты 146-го полка, оборонявшейся на 7 километре дороги на Кухмо. Передовая группа отряда в 9.00 начала переход озера по льду. Достигнув противоположного берега, передовая группа отряда попала под огонь охранения 9-й роты 146-го полка. После короткого боя финнам удалось оттеснить советское боевое охранение в район оборонительных позиций 9-й роты, но продвинуться далее финны так и не смогли, несмотря на ввод в бой всего 22-го легкого отряда.
Финские диверсионные группы продолжали нападения на коммуникации дивизии. Очередной налет на автоколонну был совершен на 6 километре дороги Раате.
179-й гаубичный артполк совершал марш к фронту дивизии и находился в 20-60 километрах от Важенвары.
|