|
Днем позиции 9-й роты 146-го полка вновь были атакованы финнами. Одновременно в обход опорного пункта 9-й роты 146-го полка финский батальон вышел на дорогу Санинахо - Важенвара и продвинулся до хутора Эскола, где столкнулся с усиленной 7-й ротой 146-го полка, которая была послана на выручку 9-й роте. Финны легко остановили наступление роты и подбили приданный роте танк.
Не получив подкрепления, истощив возможности обороны, 9-я рота 146-го полка в двухчасовом бою погибла полностью. Бойцы 9-й роты сражались мужественно, финнам приходилось брать штурмом каждую ячейку. Командование 44-й дивизии могло только констатировать:
"Связи с ротой нет, огневой бой затихает…". {5}
После того, как 9-я рота 146-го полка была уничтожена, финны насчитали на поле боя 260 погибших бойцов. В бою, по финским данным, было взято около 40 пленных. Потери финнов составили 42 человека: 14 убитыми и 28 ранеными. {5}
Военный совет армии вновь приказал атаковать противника совместно с группой Львова и деблокировать 146-й полк. Однако в виду того, что 3-й погранполк НКВД и 4 орб дивизии по прежнему были связаны боем с финскими подразделениями, встречного удара с их стороны ждать не приходилось.
Несколько атак ударной группы 44-й дивизии, проведенных на прорыв и в обход завалов, были неудачными. Командование дивизии не смогло создать необходимую группировку сил для успешного удара, и сами удары носили исключительно фронтальный характер. С воздуха эти атаки поддержаны бомбардировками позиций противника не были, хотя это и было предусмотрено приказом командующего армией.
Тем временем противник вновь вышел на дорогу и сделал еще два завала - на 20 и 19 километрах. В результате ударная группа 44-й дивизии сама оказалась отрезанной от основных сил.
Положение усугубилось тем, что около 18 часов 2-й батальон 146-го стрелкового полка (командир батальона Пастухов), оборонявшийся южнее озера Куйвасс-ярви, бойцы и командиры которого уже несколько дней не получали горячей пищи, самовольно оставил фронт и отошел на 24-й километр Раатской дороги. В результате самовольных действий 2-го батальона 146-го полка был вскрыт левый фланг дивизии. Данной ситуацией немедленно воспользовалось финское командование, перерезав Раатскую дорогу между 24 и 25 км., где были устроины новые завалы. Таким образом, дивизия оказалась в еще более сложном положении - расчлененной на шесть самостоятельных очагов сопротивления.
К этому моменту некоторые части не получали продовольствия и боеприпасов уже по 2-3 дня. Поэтому и то и другое в некоторых ротах и батальонах было уже на исходе и какие-либо активные действия были крайне затруднены.
В этой обстановке командир дивизии комбриг А.И. Виноградов вечером 4 января запросил военный совет 9-й армии о помощи, а в случае ее невозможности, разрешение на вывод из окружения людей с оставлением материальной части и тяжелого вооружения.
Командующий 9-й армией комкор В.И.Чуйков в донесении Наркому Обороны К.Е. Ворошилову сообщал:
"Считаю положение 44-й дивизии очень серьезным и если к 4-00 5 января очистить дорогу не удастся, прошу разрешения части 44 стрелковой дивизии отвести на новый рубеж к востоку от 19 км"{13}
|