|
Накануне полковник Сииласвуо отдал приказ о переходе 9-й пехотной дивизии в решительное наступление с задачей разгромить советскую 44-ю стрелковую дивизию. Согласно плану, финские силы были разделены на три основные ударные группировки. Главный удар наносил 27-й пехотный полк подполковника Мякиниеми, усиленный 1-м партизанским батальоном. Полк должен был, наступая с юга в общем направлении на хутор Хаукила, уничтожить советские войска, расположенные на перешейке озер Куйвас-ярви и Куома-ярви. Артиллерийскую поддержку группировки осуществляли две батареи полевой артиллерии 1-го дивизиона 9-го полка. Резерв - одна отдельная рота из состава дивизионного резерва, расположился западнее озера Куйвас-ярви.
Косвенную поддержку Мякиниеми оказывал 65-й пехотный полк подполковника Манделина без 1-го батальона, оставленного группе полковника Суситайвала для сдерживания советской 163-й дивизии в районе Юнтусранты. Этот полк должен был удерживать перешеек озер Куйвас-ярви и Куома-ярви, и одновременно частью своих сил атаковать советскую 44-ю дивизию с севера в обход Куома-ярви в общем направлении на хутор Матеро и развилку дорог между 21-м и 22-м километрами. Таким образом, должна была быть перерезана параллельная дорога, ведущая от важенварской дороги к советской границе через хутор Пурас.
Вторая ударная группировка состояла из отряда майора Кари (15-й отдельный батальон и IV-й батальон бригады полевого пополнения), усиленный 1-м батальоном 64-го полка. Эта группировка тоже должна была атаковать с юга, в общем направлении на перекресток дорог 19-го километра. После овладения перекрестка 19-го километра и перешейка озер Коко-ярви, Теринен и Пюёриняйнен, отряд должен был наступать по важенварской дороге на запад, навстречу 27-му полку. Для поддержки отряду была выделена батарея 1-го дивизиона 9-го артполка. В резерве за спиной отряда Кари в районе Сангинлампи находился 22-й легкий отряд.
Третья ударная группировка состояла из 64-го пехотного полка подполковника Фагерняса без одного батальона. На 64-й полк возлагалась скорее вспомогательная задача, нацеленная на помощь отряду Кари и 27-му полку. Полк должен был с юга выйти в район хутор река Пураксенйоки - Ликохарью (9-11 километр), перерезать дорогу, не допуская подхода подкреплений к противнику, а затем частью сил наступать по дороге на запад в направлении отряда майора Кари. Непосредственно удар наносил 2-й батальон полка, усиленный 7-й ротой. Оставшаяся часть 3-го батальона находилась в резерве дивизии на дороге в Кухмо, примерно в 8 километрах южнее Ликохарью.
Таким образом, 9-я дивизия мощными ударами должна была разгромить основные группировки 44-й дивизии на важенварской дороге в районе 27-го и 19-го километров, а затем зачистить остатки противника ударами вдоль дороги в западном направлении.
Тем временем, 44-я дивизия также готовилась наступать, чтобы ликвидировать злополучный завал на 23 километре.
В состав западной ударной группировки под общим командованием командира 146 сп (группа Ивлиева) вошли: 1-й батальон 146 сп, 2-й батальон 25 сп по одной роте из 1-го батальона 25 сп и 3-го батальона 305 сп. С востока должны были атаковать пограничники 3-го погранполка НКВД и разведбат дивизии (группа Львова).
"4 января получен приказ командарма о переходе в атаку в 8.00 5 января, но ввиду позднего получения атака отложена на 13.00. Задача: оставив перед фронтом до двух батальонов, применяя ложную артподготовку, остальным частям атаковать и уничтожить противника в районе 23 км". (Журнал боевых действий 44 сд. Запись от 5.01.1940 г.)
Наступление финских частей упредило наступление частей 44-й дивизии.
В 9.30 утра, после артподготовки, 27-й финский пехотный полк четырьмя батальонами начал наступление на оборону 44-й дивизии. Правофланговый 1-й батальон 27-го полка под командованием капитана Лассиля должен был выйти на дорогу восточнее Хаукилы, перерезать её и наступать на запад с северной стороны дороги. Остальные батальоны атаковали южнее дороги.
В результате отхода со своих позиций 2-го батальона 146-го полка 44-й дивизии, 1-й и 3-й батальоны 27-го финского полка (правый фланг наступления полка) во второй половине дня прорвались к дороге. 1-й батальон, потеснив ударную группу 44-й дивизии, которая в этот момент вела атаки на завал 23 км дороги, вышел на 25-м километре дороги, фактически в тылу ударной группы Ивлиева, где к 14 часам был организовал очередной завал. Однако из-за сильного артиллерийского огня финский батальон вынужден был отойти на южную сторону дороги, взяв завал под обстрел.
Остальным финским батальонам на этом участке наступления к дороге выйти не удалось, хотя они и находились на ближних подступах к ней.
Потери 1-го батальона 27-го финского полка в этом бою составили убитыми 21 человек.
Командир 44-й стрелковой дивизии комбриг Виноградов, не оценив масштаба и всех угроз начатого финского наступления, в 13.00, в соответствии с ранее полученным приказом, начал атаку завала в районе 23-го км. дороги.
Понимание пришло слишком поздно:
"Виноградов: "Атаку начал в 13.00, успеха не имел. Полка НКВД нет. В связи с уходом 2-го [батальона] 146 сп из района обороны противник использует открытый фланг и перерезает оборону дивизии на 24-м км" (из донесения командующему 9-й армией)". (Журнал боевых действий 44 сд Запись за 5.01.1940г.)
Сложившуюся к 16.00 обстановку можно уяснить из стенограммы телефонного разговора полковника Ермолаева (штаб 9 армии) с начальником штаба 44-й стрелковой дивизии полковником Волковым, состоявшемся в 16.30 5.1.1940 г.
Вопрос
Товарищ Волков, для доклада Военному Совету кратко доложите, что делают сейчас группы Виноградова и Львова, какой состав этих групп, какой и где перед ними противник и характер его действий?
Ответ
Докладываю, товарищ Ермолаев: группа Виноградова - состав не получен, если по Вашему приказу - два батальона. Начало 13.00. Группа Львова в составе двух малочисленных рот пограничников, сапбата, ОРБ в составе бронемашины, спешенного каввзвода и взвода мотороты. Начало артподготовки 16.00 продолжительность которой 40 минут. Донесения по атаке еще не имею. На 17-19 км, 10-11 км Важенварской дороги в 15.30 противник произвел огневые налеты. Противнику дан отпор. Продолжается перестрелка. Какой численности противник перед Виноградовым и Львовым сведений нет. В районах налета по дороге небольшие группы. Данные подлежат проверке.
Вопрос:
Точные положения 3 батальона 146 сп на 19 км?
Ответ
Третий батальон 146 сп занимает район, седлая развилку с вдающимся кругом на юг один км к северу от развилки, передний край его круговой обороны проходит по берегу озера. В этом круге восьмая стрелковая рота, пульрота без взвода и рота, сформированная из 179 гап и посланная на его усиление по обороне района и охране участка от 19 до 23 км. Седьмая стрелковая рота, в связи с сильным нажимом противника на девятую роту, выставлена на прикрытие развилки дорога на удалении два с половиной километров от развилки дорог на юг. При налете сегодня с утра на эту роту противника, на ее усиление был выслан взвод мотороты ОРБ, который, не дойдя до роты, был встречен огнем противника с флангов, залег и ведет бой. С девятой ротой связи нет. Посланные ей на помощь два танка Т-37 и зенитка (скорее всего, имеется в виду установка М-4) еще два дня назад не вернулись. В связи с создавшейся обстановкой на 23 км сил на поддержку 9 роты нет, прошу авиацию разведать положение этой роты.
Вопрос
Почему Львов так поздно начал артподготовку и какими силами он ее ведет?
Ответ
Группу Львова было решено усилить еще одной ротой пограничников, моторотой ОРБ и сапротой, так как сапрота и погранрота стояли по охране дороги, а взвод мотороты ввязался в бой на 19 км. Готовность Львова задержалась сбором этих частей и подходом их на 23 км. Артподготовку Львов ведет четырьмя батареями 122 ап, оставшиеся на 23 км без взвода управления дивизиона и батарей. Таким образом, орудия ведут огонь только прямой наводкой, не будучи в состоянии сопровождать пехоту или вести прицельный огонь.
Вопрос
Укажите номера этих батарей, а также номер батареи, поддерживающей третий батальон 146 сп?
Ответ
2, 4, 5, 6 батареи, а при третьем батальоне 146 сп - 9 батарея.
Вопрос
Известно ли Виноградову время начала атаки группы Львова?
Ответ
Да, я ему сообщил
Вопрос
Тогда какая же согласованность между действиями этих групп?
Ответ
Согласованность не полная. Виноградову будет труднее и он должен будет овладеть большим пространством. Львов пытался договориться с Виноградовым по радио, насколько это ему удалось - сведений не имею. Я же сообщил Виноградову, что Львов опаздывает.
Вопрос
Не считаете ли Вы, что при такой плохой организации атаки и увязки взаимодействия приказ Военного Совета обречен на явное невыполнение?
Ответ
Затрудняюсь доложить. С нашей стороны были приняты все меры обеспечения выполнения приказа.
Ермолаев:
Добивайтесь связи с Виноградовым, установите точно, когда и какими силами он начал атаку. Результаты атак обеих групп немедленно докладывайте. Все.{4}
Таким образом, во второй половине дня положение 44-й дивизии серьезно осложнилось: связь между западной ударной группировкой и головными подразделениями дивизии была прервана; штаб дивизии в Важенваре оперировал уже лишь отрывочными сведениями; части дивизии понесли тяжелые потери; командный пункт 25 сп был разгромлен; штаб 146 сп и приданные ему подразделения были отрезаны завалами от остальных сил дивизии.
Уже днем Виноградов докладывал Чуйкову:
"В моем распоряжении остался 3/25 сп, который занимает передний край обороны, 1/25 сп без одной роты, которая прикрывает левый фланг, рота 305 сп, 2/146 сп, положение критическое.
Прошу немедленной помощи бомбардировкой авиацией вдоль переднего края обороны, путей подхода, место расположения завалов действующего противника на 22 км и ударной группы, которая пробилась бы до 23 километра".
Оставшиеся под командованием Виноградова силы, в том числе рота танкобата и почти половина артиллерии дивизии, о которых он в своем донесении не упомянул, заняли круговую оборону на 27-26 километрах.
Вечером от командира 146-го полка майора Ивлиева было получено сообщение:
"Командир 146 сп (подписи нет) в 21.45 5 января: "146 сп в результате боя понес большие потери, сил осталось мало, необходима помощь". (Журнал боевых действий 44-й сд. Запись от 5.01.1940 г.)
К майору Ивлиеву для выяснения обстановки был направлен командир 305-го стрелкового полка майор Легкодух. Он получил задачу собрать оставшиеся в этом районе подразделения и организовать прорыв остатков полка на 19-й километр дороги. Майор Легкодух без проблем добрался до "окруженного" полка через лес севернее дороги:
"Я прибыл на КП 5.1.40 вечером, мне комполка 146 Ивлеев доложил обстановку. К этому сроку в его распоряжении было около 120 чел., около 300 чел. было ранено, остальные бежали с фронта. Я дал ему указание держать оборону, а сам отправился к командиру дивизии для доклада и принятии мер. После того как я доложил ему о положении 146 сп он направил одну стрелк. роту, которая конечно не пробилась к полку, а мне приказал остаться со своим батальоном". (Из объяснений командира 305-го полка майора Легкодух К.С.)
Направленная командиром дивизии Виноградовым для очистки леса южнее дороги стрелковая рота, усиленная парой танков, о которой в своем докладе упоминает майор Легкодух, успеха не имела.
В районе 19-го километра финское наступление также началось в соответствии с разработанным планом. Непосредственно по дороге к Кухмо наступил 1-й батальон 64-го полка, 15-й отдельный батальон атаковал западнее, в районе хутора Тююнеля на 21-м километре, то есть там, где к атаке изготовился 4-й разведбатальон 44-й дивизии. IV-й батальон майор Кари оставил во втором эшелоне.
Атака 1-го батальона 64-го полка не удалась, батальон увяз сначала в бою с 7-й ротой 146-го полка, а затем в обороне 3-го батальона 146-го полка. 7-я же рота, оказавшаяся отрезанной от основных сил батальона, была уничтожена.
Во второй половине дня Кари сменил потрепанный 1-й батальон (он также потерял 21 человека только убитыми) IV-м батальоном, но и ему успеха добиться не удалось. Мощная артиллерийская группировка из пяти батарей 122-го артполка, вела с 19-го километра дороги сильный и довольно точный огонь по противнику.
Генерал Сииласвуо в своих мемуарах впоследствии отмечал:
"... Артиллерийский огонь противника на участке его 25 стрелкового полка был особенно сильным и метким, в результате наши части понесли большие потери". {2}
15-й финский батальон весь день вел безуспешный бой с разведбатом 44-й дивизии и пограничниками, но успеха тоже не имел, хотя в его успех можно смело записать сорванную атаку группы Львова.
Действовавшей на правом фланге разведывательного батальона 44-й дивизии роте лыжников-пограничников, тоже пришлось вести бой с финнами. 7-я и 9-я роты 65-го финского полка, обойдя озеро Куома-ярви с севера, двинулись к важенварской дороге. 7-я рота заняла перешеек между Куома-ярви и небольшим озером Лаутталампи в полутора километрах от дороги, а 9-я рота без боя заняла хутор Матеро, и попыталась дальше продвинуться к дороге, однако, её продвижение было остановлено огнем роты 3-го полка НКВД.
К востоку от позиций 9-й роты начал действовать легкий отряд Воланена в составе легкой роты Ханнила и 5-го разведотряда.
В 18.00, по результатам дневных боев, начальник штаба 44-й дивизии полковник Волков в очередной сводке доложил в штаб армии, что на 19-м километре противник обращен в бегство. Увы, это было не так. Более того, продолжая атаки, поздно вечером финская 3-я рота IV-го батальона смогла перерезать дорогу Раате примерно в двух километрах восточнее Кокко-ярви и закрепиться там.
2-й батальон 64-го финского полка утром вышел к хутору Ликохарью, но находившиеся там бойцы 3-го погранполка НКВД отбили нападение. Во второй половине дня батальон вновь попробовал взять хутор, но также безуспешно. Однако частью сил финны вышли к мосту на реке Пурасйоки на 9-м километре и в 14.10 взорвали его. На восстановление моста было направлено два отделения 61-го саперного батальона дивизии.
Сложившаяся тяжелая оперативная обстановка была многократно усилена нехваткой боеприпасов, продовольствия и фуража для лошадей. Проблемы со снабжением начались еще 28-29 декабря, а к 5 января положение стало критическим. Хотя, если рассматривать этот вопрос объективно, то следует отметить, что командование 44-й дивизии не использовало полностью и того, что имела. Есть данные о брошенных при отступлении боеприпасах, в том числе артиллерийских снарядах. 3 января, например, начшатаба дивизии Волков истребует от армии сбросить дивизии в числе прочего 2 тонны мяса, хотя количество погибших от финского огня лошадей исчислялось сотнями. Опять же известны кадры финской кинохроники с кучами мерзлых буханок хлеба. Трудности со снабжением, конечно, имелись, но их фатальное значение - было одной из попыток оправдать командованию свою безалаберность и неспособность организовать и поддерживать боеспособность дивизии в сложной обстановке.
О состоянии дивизии и необходимости ее отхода командование дивизии докладывало в штаб и командующему войсками 9-й Армии:
"Виноградов - командующему армией в 19.30 "В связи с вытеснением 2-го батальона 146 сп из района обороны левый фланг остался открыт, заполнить его не удается. Противник сосредоточивает силы с задачей перерезать оборону дивизии. В связи с отсутствием продфуража настроение чрезвычайно плохое, лошади дохнут, бензин и боеприпасы на исходе...".
Виноградов - Пахоменко в 19.50 5 января Положение дивизии тяжелое, особенно продфуража нет, люди обессилены, раненых 400 чел, лошади дохнут, бензина нет, выбито большое количество конского состава, боеприпасы на исходе. Противник с фронта переходит в наступление... Настроение людей плохое, часть командиров дезертирует с поля боя, прошу срочной помощи". {13}
В 23 часа до командира дивизии Виноградова был доведен устный приказ командующего войсками 9-й армии Чуйкова, который разрешал отвести фронт дивизии на 19-й километр важенварской дороги.
|